Зарядное устройство для автомобильного (кислотного) АКБ - ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ (часть 2)
Просмотры:
3736
2018-10-01
В прошлый раз я рассуждал о простых зарядных устройствах для автомобильных АКБ.
Теперь порассуждаю об устройствах для восстановления емкости, а именно возможности десульфатации.
Что такое сульфатация и десульфатация.
1. Сульфатация - это оседание сульфата свинца на поверхности пластин.
Нормальный химический процесс разряда, Происходит химическая реакция, и электролит вступает в реакцию с пластинами. Во время заряда процесс поворачивается в спять... Но не все так просто, ввиду того, что все не совершенно АКБ просто со временем умирает. Не хочу вдаваться во все подробности химического процесса - интересно одно: как продлить срок службы аккумулятора или вернуть к жизни почти умерший. Поэтому едем дальше.
2. Десульфатация - это как понятно из названия обратный процесс.
Вот тут и происходит вся магия. Казалось бы заряд и есть та самая десульфатация о которой столько говорят, однако на деле это самый сульфат свинца настолько плотно оборачивает пластины непроницаемой пленкой, что обратный процесс может просто не пойти - из-за пленки не течет электрический ток и нет заряда.
Вариантов провести десульфатацию много:
- слить электролит и залить специальную химию, которая растворит налет на пластинах, затем промыть АКБ и залить чистый электролит нормальной плотности. Но это дорого и опасно - это не поваренная соль!
- десульфатация специальными методами (или способами) заряда - а вот это нам подходит :-)
Теперь ближе к делу:
Можно использовать обычное зарядное устройство (да самое простое) но дополнить его небольшой приставкой для десульфатации:
1-вариант:
Принцип работы просто: через определенный период, устанавливаемый резистором R1 происходит смена циклов заряд-разряд, тем самым мы пытаемся разбить пленку сульфата и запустить процесс заряда, в принципе все десульфатирующие приставки и зарядные с этой функцией работают по такому принципу.
2-вариант:
Принцип тот же, только все решено на дискретных элементах и коммутируется все полевиками.
Еще есть варианты с однополупериодным выпрямителем без какого либо сглаживания, но по большому счету на этом все.
Нужно помнить несколько моментов:
1. Заряд при проведении десульфатации рекомендуют проводить малыми токами, в пределах Q/20 - Q/30 (в то время как при нормальном заряде стартерных, кислотных аккумуляторов ток заряда рекомендован Q/10, и да Q - это емкость АКБ)
2. Если ваше зарядное устройство оборудовано автоматическим отключением по окончании заряда или имеет импульсный источник питания или обременено другой автоматикой - такое зарядное может отказаться работать с подобной приставкой или вообще выйти из строя - все на свой страх и риск!
Далее я хочу рассмотреть несколько построенных на микропроцессорах, некоторые из них умеют замерять емкость, заряжать, дозаряжать, поддерживать в заряженном состоянии и заряжать в режиме десульфатации ;-)
Всем свежей канифоли и как всегда жду ваших комментариев.
Теперь порассуждаю об устройствах для восстановления емкости, а именно возможности десульфатации.
Что такое сульфатация и десульфатация.
1. Сульфатация - это оседание сульфата свинца на поверхности пластин.
Нормальный химический процесс разряда, Происходит химическая реакция, и электролит вступает в реакцию с пластинами. Во время заряда процесс поворачивается в спять... Но не все так просто, ввиду того, что все не совершенно АКБ просто со временем умирает. Не хочу вдаваться во все подробности химического процесса - интересно одно: как продлить срок службы аккумулятора или вернуть к жизни почти умерший. Поэтому едем дальше.
2. Десульфатация - это как понятно из названия обратный процесс.
Вот тут и происходит вся магия. Казалось бы заряд и есть та самая десульфатация о которой столько говорят, однако на деле это самый сульфат свинца настолько плотно оборачивает пластины непроницаемой пленкой, что обратный процесс может просто не пойти - из-за пленки не течет электрический ток и нет заряда.
Вариантов провести десульфатацию много:
- слить электролит и залить специальную химию, которая растворит налет на пластинах, затем промыть АКБ и залить чистый электролит нормальной плотности. Но это дорого и опасно - это не поваренная соль!
- десульфатация специальными методами (или способами) заряда - а вот это нам подходит :-)
Теперь ближе к делу:
Можно использовать обычное зарядное устройство (да самое простое) но дополнить его небольшой приставкой для десульфатации:
1-вариант:
Принцип работы просто: через определенный период, устанавливаемый резистором R1 происходит смена циклов заряд-разряд, тем самым мы пытаемся разбить пленку сульфата и запустить процесс заряда, в принципе все десульфатирующие приставки и зарядные с этой функцией работают по такому принципу.
2-вариант:
Принцип тот же, только все решено на дискретных элементах и коммутируется все полевиками.
Еще есть варианты с однополупериодным выпрямителем без какого либо сглаживания, но по большому счету на этом все.
Нужно помнить несколько моментов:
1. Заряд при проведении десульфатации рекомендуют проводить малыми токами, в пределах Q/20 - Q/30 (в то время как при нормальном заряде стартерных, кислотных аккумуляторов ток заряда рекомендован Q/10, и да Q - это емкость АКБ)
2. Если ваше зарядное устройство оборудовано автоматическим отключением по окончании заряда или имеет импульсный источник питания или обременено другой автоматикой - такое зарядное может отказаться работать с подобной приставкой или вообще выйти из строя - все на свой страх и риск!
Далее я хочу рассмотреть несколько построенных на микропроцессорах, некоторые из них умеют замерять емкость, заряжать, дозаряжать, поддерживать в заряженном состоянии и заряжать в режиме десульфатации ;-)
Всем свежей канифоли и как всегда жду ваших комментариев.
Рекомендуем
Комментарии:
Написать комментарий
Категории
- Микроконтроллеры (2)
- В мастерскую (85)
- Для дома, для семьи (76)
- В авто (41)
- АКБ (25)
- Ремонт (29)
- Игрушки, эффекты (28)
- Обзоры (18)
- Радиолюбительская связь (4)
- Приемники Музей (14)
- Новости сайта (2)
- Литература (1)
- Справочник (4)
А положительные комент есть?