
Пойдем от простого к сложному.
1. Простое зарядное устройство

Объяснять особо тут нечего, одна проблема - мощный резистор, он будет греть вселенную ограничивая собой ток заряда
2. Можно поступить по другому: Ограничить напряжение на входе трансформатора и тем самым ограничить ток на заряжаемом АКБ.

Схема тоже очень простая и легкая в повторении. Но это уже устройство, которое может автоматически отключить ваш АКБ от зарядного после достижения определенного напряжения на нем. При всей своей простоте такое зарядное с лихвой удовлетворит запросы подавляющего большинства автолюбителей. Подключаем АКБ (обязательно с правильной полярностью), нажимаем кнопку "Пуск", галетным переключателем выбираем необходимый нам ток заряда и наслаждаемся. С помощью переменного резистора R4 можно выставить напряжение при котором сработает реле К2 и отключит зарядное от сети. И вот это самый классный момент, отключение именно от сети!
3. Еще одно простое зарядное устройство, но уже с плавной регулировкой тока:

Это зарядное устройство дает возможность плавной регулировки тока заряда, если его еще и дополнить частью схемы предыдущего устройства, оно научится отключатся от сети по завершению заряда. Нужно иметь ввиду, что можно использовать террорист рабочий ток которого попадает в пределы тока заряда.
Можно немного усовершенствовать схему регулируя напряжение сети до трансформатора, тем самым уменьшить бесполезно рассеиваемую мощность на трансформаторе когда ток ограничен. К примеру так:

К стати часть схемы до трансформатора можно с успехом использовать для регулировки мощности различных устройств, к примеру обычного паяльника.
В место тиристора и диодного моста можно использовать симистор

4. Еще одно довольно простое автоматическое зарядное устройство:

В схеме присутствует ошибка, а именно: отсутствует кнопка "Пуск", она должна стоять параллельно контактам реле и иметь нормально разомкнутые контакты.
Тут отсутствует регулировка тока. Работает это устройство так: компаратор сравнивает напряжение со стабилитрона на одном входе и напряжение с резистивного делителя на другом, и при достижении второго напряжения (выставленного резистором R2) закрывает транзистор , который обесточит реле.
5. Теристорно-семисторная схема:

Тут известная уже нам схема в первичной цепи трансформатора регулирует ток, а а схема на теристоре, во вторичной цепи помогает отключить устройство от АКБ по окончании заряда. Работает это так: при включении сразу открывается теристор, через резистор R7, по мере заряда, на АКБ растет напряжение и делится резистивным делителем R10, R11 в определенный момент , когда напряжение на R10 достигает напряжения пробоя стабилитрона VD5 открывается транзистор VT2 и закрывает теристор - АКБ обесточен.
В обоих схемах встречается дефицитный сейчас уже транзистор КТ117 (хотя в эпоху моей молодости он был не особо распространен), но это не беда, его можно заменить эквивалентом по следующей схеме:

Благодаря замечанию Михаила, нашлась ошибка на схеме выше - на схеме перепутаны обозначения База1 и База2, кто будет собирать имейте это ввиду!
В следующем своем опусе я постараюсь рассмотреть более сложные зарядные устройства с возможностью десульфатации пластин акб и т.д.
Всем свежей канифоли! Жду ваших комментариев.
Комментариев: 4 RSS
1 Михаил 28-09-2018 15:27
Спасибо за статью. Жду продолжения, хочется собрать на микроконтроллере...
2 Михаил 24-01-2019 22:45
на последнем рисунке - аналог кт117, вроде база1 и база2 перепутаны местами
3 Владимир 25-01-2019 11:51
А веди правда ваша, на последнем рисунке перепутаны база1 и база2, спасибо за уточнение!
4 А 31-07-2020 04:09
А зачем нужен терорист? И что такое "теристор"? Неужели тиристор-терорист?