Зарядное устройство для автомобильного (кислотного) АКБ – ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ (часть 2)

557 просмотров

В прошлый раз я рассуждал о простых зарядных устройствах для автомобильных АКБ.
Теперь порассуждаю об устройствах для восстановления емкости, а именно возможности десульфатации.

Что такое сульфатация и десульфатация.

1. Сульфатация – это оседание сульфата свинца на поверхности пластин.

реклама
сульфатация

Нормальный химический процесс разряда, Происходит химическая реакция, и электролит вступает в реакцию с пластинами. Во время заряда процесс поворачивается в спять… Но не все так просто, ввиду того, что все не совершенно АКБ просто со временем умирает. Не хочу вдаваться во все подробности химического процесса – интересно одно: как продлить срок службы аккумулятора или вернуть к жизни почти умерший. Поэтому едем дальше.

2. Десульфатация – это как понятно из названия обратный процесс.

Вот тут и происходит вся магия. Казалось бы заряд и есть та самая десульфатация о которой столько говорят, однако на деле это самый сульфат свинца настолько плотно оборачивает пластины непроницаемой пленкой, что обратный процесс может просто не пойти – из-за пленки не течет электрический ток и нет заряда.

реклама

Вариантов провести десульфатацию много:
– слить электролит и залить специальную химию, которая растворит налет на пластинах, затем промыть АКБ и залить чистый электролит нормальной плотности. Но это дорого и опасно – это не поваренная соль!
– десульфатация специальными методами (или способами) заряда – а вот это нам подходит 🙂

Теперь ближе к делу:

Можно использовать обычное зарядное устройство (да самое простое) но дополнить его небольшой приставкой для десульфатации:
1-вариант:

десульфатация схема

Принцип работы просто: через определенный период, устанавливаемый резистором R1 происходит смена циклов заряд-разряд, тем самым мы пытаемся разбить пленку сульфата и запустить процесс заряда, в принципе все десульфатирующие приставки и зарядные с этой функцией работают по такому принципу.

2-вариант:

десульфатация схема

Принцип тот же, только все решено на дискретных элементах и коммутируется все полевиками.

Еще есть варианты с однополупериодным выпрямителем без какого либо сглаживания, но по большому счету на этом все.

Нужно помнить несколько моментов:
1. Заряд при проведении десульфатации рекомендуют проводить малыми токами, в пределах Q/20 – Q/30 (в то время как при нормальном заряде стартерных, кислотных аккумуляторов ток заряда рекомендован Q/10, и да Q – это емкость АКБ)
2. Если ваше зарядное устройство оборудовано автоматическим отключением по окончании заряда или имеет импульсный источник питания или обременено другой автоматикой – такое зарядное может отказаться работать с подобной приставкой или вообще выйти из строя – все на свой страх и риск!

Далее я хочу рассмотреть несколько построенных на микропроцессорах, некоторые из них умеют замерять емкость, заряжать, дозаряжать, поддерживать в заряженном состоянии и заряжать в режиме десульфатации 😉

Всем свежей канифоли и как всегда жду ваших комментариев.

Поделится