Как измерить емкость АКБ

319 просмотров

Одна из характеристик аккумулятора, это емкость. И наверно это одна из важнейших его характеристик.

Емкость аккумулятора, это время за которое АКБ отдаст свой заряд на стабильную (не изменяющуюся) нагрузку, от состояния полного заряда, до состояния минимально разрешенного разряда и измеряется емкость в Ампер/Часах. Другими словами, если разряжать автомобильный аккумулятор от положенных максимальных 13В до минимально разрешенных 11,8В (для разных моделей АКБ цифры могут отличатся) на нагрузку в 1А, то количество потраченного на это время, умноженное на ток нагрузки и будет емкость. К примеру это произошло за 75 часов:

Q= I*t= 1А*75ч=75А/Часов

реклама

И таким образом можно измерить емкость любого аккумулятора, достаточно иметь тестер, знать допустимые значения акб и немного терпения.

И это еще не все с теорией, существует множество стандартов определения емкости, что конечно очень странно, но факт. И поэтому к примеру емкость указанная на автомобильном АКБ может отличатся от реальной, измеренной “ручками”, особенно это касается аккумуляторов выпущенных на различных континентах или для них.

Для России и остальных Европейских стран этот стандарт звучит так (это касается только автомобильных АКБ!): аккумулятор без перерыва разряжают током равным 0,05 (5%) емкости акб указанной производителем, при этом разряд производят строго при температуре 25 градусов и до напряжения 10,5В. И тут все бы ничего, но чаще всего при напряжении ниже 10,9В, по заверениям производителей, начинаются необратимые процессы сульфатации пластин или проще говоря АКБ начинает умирать. Но так, как мы понимаем, получается максимальная емкость, которую в реальности не получить!

реклама
Ёмкость автомобильной АКБ

У Американцев и Канадцев емкость вообще не емкость, у них указано время, которое аккумулятор способен отдавать ток 25А при температуре 27 градусов. Они считают это время как время которое может вам понадобится на дорогу, чтобы доехать до сервиса, когда выйдет из строя генератор и вы будете ехать на аккумуляторе.

Японцы вообще указывают емкость АКБ в 1,25 раза меньше относительно нашего стандарта, а все потому, что по их стандартам сокращено время которое дается на измерения емкости, значит повышается ток с которым разряжают батарею на тестах, а это тоже не хорошо для батареи…

Понятно, что температура играет очень важную роль не только в измерениях но и в реальной емкости и качестве работы аккумуляторов и это касается всех типов АКБ и это касается в первую очередь отрицательных температур. Любой автомобилист знает, что казалось бы еще нормальная батарея при наступлении зимы неожиданно перестает крутить стартер, но стоит ее на ночь отнести домой, а утром теплую принести к автомобилю, он радостно зажужжит, правда это работает если АКБ еще хотя бы на половину жив.

Аккумуляторы

Все написанное выше (кроме стандартов измерений – они тут приведены только для автомобильных кислотных акб) справедливо и для любых других аккумуляторов.

На сегодняшний день совершенно не обязательно сидеть сутками с тестером и секундомером, для измерения емкости, сейчас существуют специальные приборы. Универсальных правда таких приборов я не видел, в смысле под любой вид батареи.

Одним из самых простых, но достаточно удобным таким прибором можно обзавестись купив простенький модуль на Алике

Тестер емкости АКБ

Я проверял такой модуль в работе и пользуюсь им до сих пор для отбраковки бу-шных 18650 банок, которые периодически достаются мне из старых ноутбуков, а также для принятия решения менять или нет на новый процессе ремонтов. Кстати этим прибором можно и 12-ти вольтовые аккумуляторы проверять.

Для правильного измерения емкости необходимо, что бы акб был полностью заряжен, поэтому я немного доработал этот измеритель

Доработка прибора для измерения емкости

И теперь процесс проверки и измерения емкости стал в разу удобнее, не нужно заряжать банку в одном устройстве, затем переносить в тестер для замера емкости, затем снова заряжать и опять в другом месте, теперь все это можно сделать прямо тут.

Я конечно знаю о так называемых “умных” зарядках, которые измеряют емкость в процессе заряда, но если почитать все выше сказанное, то становится понятно, что емкость замеренная в процессе зарядки будет существенно отличатся от емкости полученной в результате замера в процессе разряда. Хотя если вам необходимо доказать продавцу на Алике, что присланные вам аккумуляторы не соответствуют заявленной емкости, то те самые “умные” зарядки с индикатором емкости учитываются там как аргумент.

И последнее о чем я хотел упомянуть, это внутреннее сопротивление акб. Внутреннее сопротивление аккумулятора, это сумма всех сопротивлений всех составляющих на пути протекания тока внутри АКБ от одного электрода к другому. Измеряется этот показатель в Омах и чем он ниже – тем лучше. Чаще всего и больше всего говорят об этом параметре в автомобильных свинцово-кислых аккумуляторах. Измеряется этот показатель с помощью специальных приборов, хотя есть методика измерения и просто тестером, но это совсем не просто ткнуть щупами тестера в электроды батареи! Кстати именно опираясь на этот показатель продавцы в различных магазинах делают вывод о емкости АКБ когда подходят к машине и в течении 10-15 минут проверяют как там ваш АКБ. Понятное дело внутреннее сопротивление никак нельзя пересчитать в емкость, а вот о сулфатации пластин судить можно.

Поделится