Зарядное устройство с регуляторами тока и напряжения на TL494.
Как известно, номинальный зарядный ток автомобильной аккумуляторной батареи должен составлять одну десятую часть от ее емкости. То есть, для аккумулятора емкостью 60 ампер/часов номинальным будет считаться ток 6 ампер. Простенькие зарядные устройства не в состоянии контролировать уровень зарядного тока, поэтому в процессе заряда АКБ плотность электролита потихоньку возрастает, и зарядный ток постепенно падает, поэтому возникает необходимость периодического контроля процесса заряда. Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов, в которой присутствует функция регулировки выходного напряжения и выходного тока, а контроль выходного тока осуществляет микросхема TL494:
Вся схема состоит из трех узлов, понижающего трансформатора с диодным мостом и емкостью С1, узла контроля выходного тока и напряжения на TL494, и ключевого транзистора VT1. Транзистор управляется импульсами, вырабатываемыми микросхемой, а генерировать она будет в том случае, пока напряжение на 1 и 16 ножке будет больше, чем на 2 и 15-й соответственно. На 16-ю ножку микросхемы сигнал снимается с шунта R11, на 1-й ножке напряжение задается делителем R9 и R10. Следовательно, VT1 будет открываться импульсами до тех пор, пока падение напряжения на R11 (шунте) не станет равно тому напряжению, которое вы зададите резистором R3, или напряжение на 1-й ножке микросхемы, которое снимается с делителя R9,R10 не достигнет 2-х вольт.
Силовые цепи, по которым будут протекать значительные токи, на схеме обозначены толстыми линиями, поэтому их монтаж нужно выполнить толстым медным многожильным проводом.
В качестве понижающего трансформатора использован ТС-200 от старого лампового телевизора с перемотанной вторичной обмоткой, но можно поставить и тороидальный с соответствующими параметрами, габариты зарядного устройства при этом немного уменьшатся.