Обзор и план использования радиоприемника Селена РП-310
Просмотры:
4636
2020-06-25
Радио приемник Селена РП-310 имеет следующие характеристики:

Это очередной "экспонат" из моей небольшой коллекции. Пришлось потратить немного времени на поиски схемы именно на эту модель и по пути выяснилась история этой модели - так появилась эта статья (надеюсь кому-то будет полезна) и намного обслужить - так появилось видео, которое можно увидеть в конце статьи. Еще есть планы на дальнейшее использование этого радиоприемника, но обо всем по порядку.
Радиоприемник Селена РП-310, номер модели :310, говорит о том, что это приемник 3-го класса, но не все так однозначно в этом мире. Как оказалось, серия "карманных" приемников Селена выпускалась с 1988 года и ... (а не знаю, не нашел информации до какого года) Минским заводом "Горизонт", который к стати сказать успешно функционирует по сей день (не испарился после распада СССР). Все эти приемники выпускались в одинаковых корпусах, но с разной шкалой, отличались индексом и диапазонами, и естественно немного начинкой. Было отличие в цвете корпуса, но как я понял между цветом корпуса и моделью связи никакой не было.
Но самое интересное в следующем, вся линейка этих приемников имела индекс 4хх (401, 402, 403....) с 1988 по 1991 год (т.е. это были приемники 4-го класса), а с 1991 года все модели получили индекс 3хх (301, 302 ... 310) - стали приемниками 3-го класс и это без каких либо изменений в конструкции и схем. Ну что сделать, такие времена были.






Мой приемник (РП-310) построен на микросхеме К174ХА10, схему на него я нашел.
Микросхема ХА10 очень интересна на мой взгляд, как для того времени: ЧМ и СМ тракт, УПЧ, УНЧ, АПЧ, гетеродин (но может работать и с внешним гетеродином, а значит с полноценным синтезатором частот), УВЧ (для АМ), напряжение питания от 3 до 9В. Полная документация на К174ХА10 тут.
Приемнику какого либо ремонта не понадобилось, заменено 2 конденсатора на 220 и на 22 мкФ. Послушать как работает приемник на всех волнах можно в видео - все диапазоны работают.







Коллекционной ценности этот аппарат не имеет: поврежден корпус, отсутствует наконечник антенны, стерта надпись на корпусе с номером модели. Для придания приемнику нормального (товарного) вида, нужно купить еще один с полностью идеальным корпусом, а как показывает практика, такие аппараты и внутри идеальны. Я не заядлый коллекционер, поэтому строю планы по использованию приемника не по назначению. Хочу оставить не просто корпус, а и само предназначение - принимать и демодулировать радио волны в НЧ колебания, но хочу изменить диапазон.
Есть несколько желаний у меня:
1. ЖД диапазон (диапазон паровозов еще его называют) - 2,130 МГц - в непосредственной близости от меня ЖД ветка и возможно это было бы интересно.
2. Авиа диапазон - 118-137МГц (АМ) - никогда не слушал, тоже интересно.
3. СВ (Си-Би или гражданский) диапазон - 27МГц - этот диапазон насыщен и заполнен всегда и огромное количество схем на той же ХА10, которая уже имеется в приемнике.
Что именно и как я буду делать , я пока не решил. Не откажусь от ваших советов по этому поводу или тут под статьей или под видео, возможно созреет другая мысль.
Небольшое видео об этом приемнике и планах:
Всем свежей канифоли, интересных схем и спасибо за внимание!

Это очередной "экспонат" из моей небольшой коллекции. Пришлось потратить немного времени на поиски схемы именно на эту модель и по пути выяснилась история этой модели - так появилась эта статья (надеюсь кому-то будет полезна) и намного обслужить - так появилось видео, которое можно увидеть в конце статьи. Еще есть планы на дальнейшее использование этого радиоприемника, но обо всем по порядку.
Радиоприемник Селена РП-310, номер модели :310, говорит о том, что это приемник 3-го класса, но не все так однозначно в этом мире. Как оказалось, серия "карманных" приемников Селена выпускалась с 1988 года и ... (а не знаю, не нашел информации до какого года) Минским заводом "Горизонт", который к стати сказать успешно функционирует по сей день (не испарился после распада СССР). Все эти приемники выпускались в одинаковых корпусах, но с разной шкалой, отличались индексом и диапазонами, и естественно немного начинкой. Было отличие в цвете корпуса, но как я понял между цветом корпуса и моделью связи никакой не было.
Но самое интересное в следующем, вся линейка этих приемников имела индекс 4хх (401, 402, 403....) с 1988 по 1991 год (т.е. это были приемники 4-го класса), а с 1991 года все модели получили индекс 3хх (301, 302 ... 310) - стали приемниками 3-го класс и это без каких либо изменений в конструкции и схем. Ну что сделать, такие времена были.
Теперь по моделям:
(модели отличались только набором диапазонов)
РП-401 - ДВ, УКВ(ЧМ) РП-402 - СВ, УКВ(ЧМ) РП-403 - СВ, УКВ(FМ)
РП-405 - ДВ, КВ(25м) РП-406 - СВ, КВ(25м) РП-307 - СВ, КВ(25м) РП-310 - ДВ, СВ, КВ1(31м), КВ2(25м)
ДВ диапазон - 148,5- 283,5 кГц
СВ диапазон - 526,5 - 1606,5 кГц
КВ(25м) - 11,7 - 12,1МГц
КВ(31м) - 9,5 - 9,77 МГц
УКВ(ЧМ) - 65,9 - 74 МГц
УКВ(FM) - 87,5 - 108 МГц






Мой приемник (РП-310) построен на микросхеме К174ХА10, схему на него я нашел.
Микросхема ХА10 очень интересна на мой взгляд, как для того времени: ЧМ и СМ тракт, УПЧ, УНЧ, АПЧ, гетеродин (но может работать и с внешним гетеродином, а значит с полноценным синтезатором частот), УВЧ (для АМ), напряжение питания от 3 до 9В. Полная документация на К174ХА10 тут.
Приемнику какого либо ремонта не понадобилось, заменено 2 конденсатора на 220 и на 22 мкФ. Послушать как работает приемник на всех волнах можно в видео - все диапазоны работают.







Коллекционной ценности этот аппарат не имеет: поврежден корпус, отсутствует наконечник антенны, стерта надпись на корпусе с номером модели. Для придания приемнику нормального (товарного) вида, нужно купить еще один с полностью идеальным корпусом, а как показывает практика, такие аппараты и внутри идеальны. Я не заядлый коллекционер, поэтому строю планы по использованию приемника не по назначению. Хочу оставить не просто корпус, а и само предназначение - принимать и демодулировать радио волны в НЧ колебания, но хочу изменить диапазон.
Есть несколько желаний у меня:
1. ЖД диапазон (диапазон паровозов еще его называют) - 2,130 МГц - в непосредственной близости от меня ЖД ветка и возможно это было бы интересно.
2. Авиа диапазон - 118-137МГц (АМ) - никогда не слушал, тоже интересно.
3. СВ (Си-Би или гражданский) диапазон - 27МГц - этот диапазон насыщен и заполнен всегда и огромное количество схем на той же ХА10, которая уже имеется в приемнике.
Что именно и как я буду делать , я пока не решил. Не откажусь от ваших советов по этому поводу или тут под статьей или под видео, возможно созреет другая мысль.
Небольшое видео об этом приемнике и планах:
Всем свежей канифоли, интересных схем и спасибо за внимание!
Рекомендуем
Категории
- Yotube канал (11)
- Микроконтроллеры (2)
- В мастерскую (91)
- Для дома, для семьи (79)
- В авто (42)
- АКБ (26)
- Ремонт (32)
- Игрушки, эффекты (28)
- Обзоры (24)
- Радиолюбительская связь (4)
- Приемники Музей (16)
- Новости сайта (2)
- Литература (1)
- Справочник (5)
Написать комментарий