Индикатор разряда аккумулятора на 3 светодиода
Очень часто необходимо контролировать степень заряда батареи: резервный АКБ, АКБ бесперебойника или АКБ в машине которая пока не эксплуатируется, хотя и некоторые эксплуатируемые машины тоже можно наградить подобным устройством.
На просторах интернета нашлась такая схема. Проста до неприличия и вроде должна работать. Построена она на операционном усилителе UA741. Вот она:
![](https://li-ne.ru/wp-content/uploads/2022/07/ep3_.jpg)
В ней я поменян только номинал стабилитрона с 6,2 в на 7,5 в. Срабатывания четкие. Светодиод загорается на нужной установке (регулируется подстроечным резистором R2). R2 лучше применять многооборотный, так как выставить им нужное напряжение не просто. Чувствительность в зоне срабатывания очень нежная и почти незримый поворот винта регулировки уносит нужное напряжение в сторону.
Настраивать необходимо, используя точный регулируемый лабораторный источник питания с цифровым вольтметром, показывающим десятые ( а лучше сотые, тут параллельно включен цифровой тестер) доли вольт.
Поскольку хочется видеть степень зарядки АКБ в градациях указанных выше, собрана схему из трех таких блоков. Вот рисунок печатки:
![](https://li-ne.ru/wp-content/uploads/2022/07/40111e1s-960.jpg)
При полной зарядке батареи напряжение на ней выше 12,7 в, при этом ни один светодиод не горит
![](https://li-ne.ru/wp-content/uploads/2022/07/a9c11e1s-960.jpg)
Первый блок зажигает зеленый светодиод при напряжении на клеммах АКБ менее 12,5 в, что соответствует около 75% заряда АКБ
![](https://li-ne.ru/wp-content/uploads/2022/07/47c11e1s-960.jpg)
Второй блок зажигает желтый светодиод при напряжении ниже 12,2 в, что есть около 50% заряда
![](https://li-ne.ru/wp-content/uploads/2022/07/32211e1s-960.jpg)
Ну а третий блок зажигает красный, он загорается при напряжении ниже 11,7 в или около 25% остаточного заряда АКБ
![](https://li-ne.ru/wp-content/uploads/2022/07/f211e1s-960.jpg)
За разработку большое СПАСИБО товарищу Buster333