Зачем нужна фазировка динамиков

Очень интересный и простой вопрос, но на самом деле этому мало кто придает значение — фазирование динамиков.

В одном из своих видео я умышленно не придал значения фазировке динамиков и затем заслуженно получил упреки от зрителей по этому поводу. На этом можно было бы и закончить, но как оказалось многие на знают зачем на динамиках пишут + и -.

Динамик представляет из себя катушку, которая находится в магнитном поле постоянного магнита. Катушка намотана на гильзе (чаще всего бумажной), а к гильзе приклеен диффузор. Там есть еще еще несколько элементов, например подвес, демпфер и т.д., но для рассмотрения сегодняшнего вопроса это не важно.

Зачем нужна фазировка динамиков

Если подать на контакты какое-то постоянное напряжение, то катушка «сгенерирует» какое-то постоянное магнитное поле. Если магнитное поле катушки будет одинаковым по знаку с полем постоянного магнита, то катушка будет отталкиваться и диффузор выдвигаться вперед относительно магнита, если поле катушки будет отличатся по знаку от поля постоянного магнита, то катушка будет притягиваться. На каждом динамике указана фазировка, возле лепестков написано + и -.

Сигнал, с выхода УНЧ, для упрощения представляет синусоиду, это значит что диффузор в зависимости от полупериода сигнала, будет двигаться вперед или назад. И вот тут начинается самое интересное.

Зачем нужна фазировка динамиков

Если взять 2 динамика и подключить их как на картинке (не правильная фазировка), то диффузоры будут двигаться в разных направлениях при одним и том же сигнале. Другими словами когда один динамик будет выталкивать воздух своим диффузором, стараясь «дотолкать» его до наших ушей, второй в это же время будет его втягивать. Каждый из динамиков будет излучать неискаженный сигнал, однако когда они смешаются в воздушном пространстве, то звук будет искажен и в первую очередь пострадает амплитудная составляющая.

Зачем нужна фазировка динамиков

В теории мы вообще должны услышать тишину, но все не так просто поэтому мы услышим сигнал который будет на выходе УНЧ, хотя и с искажениями. Именно на этом эффекте, кстати сказать, основано активное шумопонижение.

Зачем нужна фазировка динамиков

Правильная фазировка простая, всегда цепляем плюс к плюсу, а минус к минусу.

Это был случай, когда два динамика, к примеру в одной колонке с разными динамиками (ВЧ и НЧ) подключены к одному выходу УНЧ. Но что будет если это стерео выход УНЧ, отдельные два изолированные каналы, в чем там смысл фазирования динамиков. Ответ на самом деле очень прост. Стерео сигнал это не 2 абсолютно разных сигнала, а 2 практически одинаковых сигнала, в которых есть отличия. К примеру запись скрипача, 2 отдельных микрофона, разнесенных в пространстве записывают скрипку, одну и туже скрипку в одно и тоже время. Сигналы будут очень похожи, но самое главное, что они точно будут полностью идентичны по фазе, ну вот прям на 100%. И если наши колонки будут производить этот сигнал с разной фазой, будет тот же эффект, что и с рассмотренной уже колонкой.

Зачем нужна фазировка динамиков

И последний вопрос: а бывают ли такие случаи когда не важна фазировка динамиков. Да, бывают, к примеру если это монофонический приемник с одним динамиком. В таком случае совершенно все равно как вы подключите динамик, звук будет такой какой выдаст УНЧ приемника.

Бывают динамики на лепестках которых не указана полярность, как ее определить? Очень просто, нужно взять батарейку, любую, например таблетку от часов и подключая ее к лепесткам динамика следить в какую сторону будет двигаться диффузор.