Простой таймер

Это устройство представляет собой простой таймер, позволяющий включить на 1 минуту и 30 сек. (при использовании номиналов как на схеме) какую либо нагрузку. Придумывалось для использования в автомобиле, для удержания включенными фары после закрытия машины в темное время суток. Все для того, что бы в темном дворе после закрытия авто было время дойти до двери, в многих современных авто такая функция существует штатно, но…

Схема работы:
Нажатие на кнопку P1 позволяет зарядить С1 до полного заряда батареи 12 В. Поэтому Q1 «жестко» открывается, далее по очереди Q2 и его нагрузка — реле. Таким образом, фары (или другая нагрузка) включаются через контакт реле, подключенный параллельно переключателю фар автомобиля. Реле RL1 остается включенным до тех пор, пока C1 почти не разрядится, т.е. когда его напряжение упадет ниже примерно 0,7 В.
Временная задержка цепи зависит от значений C1 и R1 и была установлена ​​на 1 мин. 30сек.
На практике из-за широкого значения допусков электролитических конденсаторов эта задержка будет варьироваться.
Интересным вариантом является использование салонной лампы в качестве источника команды для таймера. Таким образом, когда дверь открыта, С1 заряжается, но она начнет разряжаться только тогда, когда дверь будет закрыта, заменяя работу кнопки.
Для включения цепи, действующей таким образом, просто подключите катод диода 1N4002 к переходу R1-C1, а анод — к проводу под напряжением салонной лампы.
Этот вывод можно найти с помощью вольтметра 12 В относительно рамы автомобиля при включенной лампе (если на корпусе авто конечно «-«, а не «+», как иногда бывает).

Контакты реле должны быть рассчитаны на ток 10 А или более.

Детали:
R1…………4K7
R2,R3………1K
C1…………100µF 25V
D1…………1N4002 (100V 1A)
D1……….. 1N4002 100 В 1A
Q1……….. BC547 Транзистор NPN 45 В, 100 мА
Q2……….. BC327 Транзистор PNP 45 В, 800 мА
RL1………..реле с SPDT 10A мин. Напряжение срабатывания 12 В. Сопротивление катушки 150-600 Ом