Автомобильные часы-термометр-тахометр-вольтметр с системой предупреждений на PIC16F873A
Этот прибор разработан специально для контактной системы зажигания (т.е. для тех машин на которых мы еще порой ездим) и предназначен для измерения оборотов 4-х цилиндрового двигателя, напряжения в бортовой сети, забортной или салонной температуры, а также содержит часы. Дополнительно реализована звуковая сигнализация и система предупреждений о превышении допустимых оборотов, переход температуры через ноль (предупреждение о гололеде), критическом падении и повышении бортового напряжения. Вся индикация реализована на 7-сегментном часовом светодиодном индикаторе и микроконтроллер PIC16F873A.
Для управления устройством служат 4 кнопки. 1-я (слева на права по фото ниже) — индикация напряжения, при нажатии на нее на пару секунд высвечивается слово НАПР и дисплей индуцирует напряжение в формате ХХ.Х вольт, 1-е знакоместо в этом режиме не светиться. 2-я кнопка — тахометр, при нажатии кратковременно высвечивается слово ОБЗОР. Этот режим включается только когда дисплей активен, т.е. на входе есть импульсы сигнала тахометра. 3-я кнопка — часы, на дисплее кратковременно ЧАС и далее текущее время, т.к. девайс постоянно находиться под напряжением АКБ, время идет постоянно и не сбрасывается при отключении зажигания. 4-я кнопка — температура, на дисплее t° и далее собственно сама температура, диапазон измерений от -55 до +125 градусов, т.е. весь диапазон датчика DS18B20. Если сигнала тахометра нет — то через некоторое время дисплей погаснет и устройство перейдет в ждущий режим, в котором идет только учет времени. При появлении сигнала тахометра — включиться ранее выбранный режим индикации. Также в ждущем режиме нажатием любой кнопки (кроме таха) включается на несколько секунд индикация выбранного режима. Если нет сигнала тахометра — система предупреждений не работает! Ну и последняя функция — установка времени. Для этого нужно дождаться погасания индикаторов (зажигание выключено), нажать и удерживать кнопку тахометра около 3 секунд, на дисплее появиться время и разряды часов будут мигать. 3-й и 4-й кнопкой можно изменять время -1 и +1 соответственно. Далее нажимая 1-ю кнопку переходим к установке минут, разряды часов мигать перестанут, а разряды минут будут мигать, устанавливаем минуты. Следующее нажатие на 1-ю кнопку выведет девайс из режима установки с подтверждением звуковым сигналом.
Система предупреждений работает следующим образом. Тахометр имеет наивысший приоритет, при превышении максимальных оборотов не зависимо от выбранного режима индикации девайс перейдет на индикацию оборотов, цифры будут мигать, буззер издавать прерывистый сигнал, пока обороты не будут снижены. Следующий приоритет имеет температура, здесь фиксируется только переход через ноль и однократно за время между запусками двигателя. Включается режим индикации температуры, цифры мигают, звучит короткий звуковой сигнал. Через несколько секунд мигание прекращается. Повторный переход через ноль не фиксируется никак, пока не будет выключено и вновь включено зажигание. Самый низкий приоритет у вольтметра. При аварийном снижении или повышении напряжения в сети — звучит прерывистый короткий сигнал, мигают цифры вольтметра, через несколько секунд мигание и звуквой сигнал прекращаются, пока не будет вновь зафиксировано падение или повышение напряжения. Во время мигающей индикации аварийных режимов переключиться кнопками на другой режим не возможно.
Платы разработаны специально под размеры корпуса советского девайса, который у меня долго валялся в хламе, там была не исправная плата. Ремонтировать ее не было ни желания, ни возможности — поэтому и разработал сей прибор, который теперь можно установить в автомобиль. На мой взгляд приборчик получился неплохой. В качестве индикатора использовал сверх-яркий зеленый счетвенный СД индикатор с общим анодом. Между ним и стеклышком корпуса положил простейший светофильтр, очень темно-зеленый кусочек пленки. Настройка прибора сводится к установке подстроечным резистором правильных показаний напряжения, по эталонному вольтметру подключенному параллельно клеммам питания. Возможно также потребуется подобрать резистор R17 на входе тахометра для уверенной его работы (на схеме отмечен звездочкой). Для переделки под бесконтактные системы зажигания, достаточно вообще заменить отмеченный звездочкой резистор R17 и диод VD2 на перемычку и исключить из схемы конденсатор на 0,01мкФ во входной цепи тахометра. Вот собственно и все.